Педагогическая азбука

Первый шаг к Мастерству. Часть первая

Уроки

01 02

03 04

05 06

07 08

09 10

11

Существует ли какой-то универсальный навык, которым владеют все профессионалы на свете? И второй вопрос. Если такой навык есть, то что могут сделать родители для целенаправленного развития этого навыка в своих детях?

На первый взгляд, кажется, что любое мастерство уникально в своем роде. Например, что может быть общего между отличным дворником и отличным пианистом? Один умеет быстро очистить территорию, а другой умеет очистить душу слушателей.

Если копнуть глубже, то можно увидеть, что постепенное овладение мастерством в любом деле – это всегда процесс оттачивания навыка замечать тонкие отличия. Мир велик и многогранен, поэтому набор тонких отличий в каждом деле неповторим, но умение замечать эти отличия и обращать их себе на пользу – это тот общий навык, которым овладели все мастера своего дела.

Тот же дворник по внешнему виду снега, может точно оценить сколько времени и усилий ему понадобится, чтобы его убрать. Он видит, что вот этот снег мягкий и легкий, а вот этот напитан водой и поэтому тяжелее. Опираясь на эту оценку, он ставит опорную ногу чуть ближе или чуть дальше от себя, делает замах чуть больше или чуть меньше. Где надо, он чуть больше наклоняется, а в другой раз чуть ниже приседает, чтобы не повредить спину.

Пианист знает, что если он ударит по клавише чуть сильнее, то звук будет резче и громче, чем нужно. Он знает, что если он отклонит корпус вправо чуть дальше, то может не успеть левой рукой ударить по клавише в последней октаве. Он знает, что каждый рояль звучит по-своему, хотя для многих людей нет никаких существенных отличий. Он знает, что в помещении с низким потолком нужно играть не так, как в помещении с высоким. Знает, что в составе оркестра рояль слышится иначе, если одновременно с роялем звучит пять скрипок, а не шесть или восемь.

Опытный аудитор, глядя на отчетность проверяемой фирмы, может точно сказать, где его пытаются обмануть. Опытный сварщик, по внешнему виду сварного шва может определить его прочность. Автослесарь по звуку мотора говорит где и в чем проблема.

И так с любым делом. Мастер своего дела видит, слышит и ощущает гораздо тоньше, чем новичок. Мастер своего дела – это всегда знаток тысячи мелочей, от которых зависит успех его дела. Он умеет в этих «мелочах» заметить малейшее отклонение от необходимого значения и умеет это отклонение устранить.

Какое отношение это имеет к развитию детей? Самое прямое. Если для овладения любым мастерством необходимо уметь различать тонкие нюансы, то имеет смысл заранее позаботиться о целенаправленном развитии этого навыка у своего ребенка. При этом, неизбежно встает вопрос, а что конкретно развивать? Если в каждом деле свой особый набор нюансов, то разве можно предугадать, какой из них потребуется ребенку во взрослой жизни?

Конечно предсказать это невозможно, в том числе и из-за того, что мир меняется слишком быстро. Двадцать лет назад никто не думал, что всем понадобится умение печатать на клавиатуре. Точно так же и сейчас невозможно сказать, какие навыки будут необходимы всем через двадцать лет. Что же с этим делать?

Ответ простой. Сначала нужно развивать у ребенка не навыки различения конкретных нюансов, а умение пользоваться «инструментами», которыми он наделен от природы.

Нашими инструментами являются органы чувств. Чтобы ребенок имел возможность быстро научиться различать любые нюансы с которыми он столкнется в будущем, нужно с раннего детства учить его пользоваться своими органами чувств. Как минимум его нужно научить не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Можно сказать, что до пяти лет – это главная задача обучения.

К примеру, если стоит выбор куда отдать ребенка, туда где его научат считать и помогут выучить буквы или туда где он будет рисовать, лепить и танцевать, то в плане закладки фундамента будущей профессиональной успешности, лучше отдать туда где он будет рисовать, лепить, строить, слушать музыку, петь, танцевать, водить хороводы и т.д. Все эти занятия способствуют развитию навыка пользоваться своими органами чувств. Счет и чтение в большей степени относятся к интеллекту, а интеллект начинает бурно развиваться примерно с семилетнего возраста, после того, как закончился период интенсивного развития памяти.

Память у ребенка бурно развивается в возрасте с пяти до семи лет. Бурное развитие означает, что никогда ни до, ни после память у человека не развивается так же стремительно, как в этот период. Это значит, что именно развитие памяти нужно ставить во главу угла в этом возрасте. Именно эти усилия принесут наибольшие плоды.

Соответственно навык использования своих органов чувств наиболее интенсивно развивается у ребенка с рождения до пяти лет. Это не говорит о том, что дальше они не может развиваться. Может, но с гораздо большими усилиями, чем в этот период.

Поэтому, в период до пяти лет нужно уделить этому аспекту развития своего ребенка наибольшее внимание. Все остальное вторично. Например, не так уж и важно умеет ли ребенок читать или считать в пятилетнем возрасте. Даже если в этих вопросах он будет немного отставать от своих сверстников, он все равно быстро их догонит и легко перегонит, тогда когда наступит период развития интеллекта.

Причина этого в том, что глубина и скорость развития интеллекта напрямую зависят от памяти и от умения различать. Память и умение различать – это фундамент на котором стоит интеллект. Без них он просто не может функционировать.

Те родители, которые слишком торопятся с ранним развитием интеллекта своего ребенка в ущерб развитию памяти или его органов чувств, оказывают тем самым своему ребенку медвежью услугу. Они своими же руками создают ребенку трудности, потому что пытаются построить здание интеллекта на хрупком фундаменте неразвитой памяти и мало развитом навыке различения.

Опять же, это не говорит о том, что развитием интеллекта совсем не нужно заниматься в возрасте от пяти до семи лет. Нужно, но в гораздо меньшей степени, чем нужно заниматься развитием памяти.

Подведем итог. Чтобы облегчить своему ребенку путь к вершинам мастерства в любом деле, которое он выберет или с которым столкнется в своей взрослой жизни, нужно целенаправленно оттачивать у него навык различения, потому что этот навык общий для всех профессионалов высокого уровня. Навык различения тем выше, чем лучше ребенок умеет пользоваться своими инструментами, а инструменты эти – это его органы чувств.

Фундамент умения пользоваться своими органами чувств закладывается с рождения до пяти лет, затем наступает период наиболее интенсивного развития памяти и только после этого начинается период развития интеллекта.

Попытки бежать впереди паровоза будут лишь препятствовать гармоничному развитию вашего ребенка. И в то же время, слова «ребенок растет не по дням, а по часам», вполне применимы не к сказочному персонажу, а ко всем детям, поэтому крайне важно не опоздать. Например, с развитием памяти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.С. Выготский. Лекции по педологии

2. М. Фельденкрайз. Искусство движения. Уроки мастера

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Педагогическая азбука