Педагогическая азбука

Первый шаг к Мастерству. Часть вторая

Уроки

01 02

03 04

05 06

07 08

09 10

11

Как развивать у ребенка умение пользоваться своими органами чувств? Есть ли какая-то общая стратегия для всех органов чувств или для каждого из них нужно найти специфичную для этого органа стратегию?

Как было сказано в предыдущей статье мастерством в любом деле невозможно овладеть, без овладения навыком различения массы тонких нюансов характерных именно для этого дела. В свою очередь, умение подмечать малозаметные для большинства людей отличия, очень трудно обрести без мастерского умения пользоваться своими органами чувств. Период наиболее интенсивного развития этого мастерства у человека приходится на возраст от рождения до, примерно, пяти лет. Получается, что если родители хотят обеспечить своему ребенку успешное освоение мастерства любого рода, то им нужно приложить целенаправленные усилия по развитию в ребенке первичного мастерства – мастерства владения своими органами чувств.

Отсюда возникает минимум два вопроса. Как развивать умение пользоваться своими органами чувств? Есть ли какая-то общая стратегия для всех органов чувств или для каждого из них нужно найти специфичную для этого органа стратегию?

К счастью, стратегия общая всех всех органов чувств существует. Основная идея этой стратегии заключается в том, что нужно постепенно уменьшать разницу между входными сигналами характерными для каждого конкретного органа чувств.

Например, если это слух, то для улучшения навыка слышать, а не просто слушать нужно использовать звуки все более и более похожие между собой. Если это осязание, то можно предлагать ребенку отличить с закрытыми глазами все более и более похожие на ощупь предметы и материалы.

Что касается зрения, то здесь речь идет в первую очередь об улучшении глазомера. В разных областях деятельности хороший глазомер проявляется по разному. Где-то требуется умение отличать десятки оттенков одного и того же цвета, где-то нужно видеть малейшие отклонения в пропорциях, в форме, размере, освещенности и т.д.

Мир огромен и невозможно описать даже самые важные его свойства в одной статье. Поэтому сейчас сконцентрируемся на звуках, а про остальное заметим, что можно выбрать любое свойство окружающего мира и предлагать ребенку находить едва заметные отличия в проявлениях этого свойства с помощью его органов чувств.

Возьмем к примеру такое свойство звука как длительность. Можно предлагать ребенку оценить, какая мелодия длится дольше. Или какой звук длиннее, хлопок в ладоши или удар по металлическому предмету. Причем, чем меньше мелодии и звуки будут отличаться по длительности, тем точнее научится ребенок слышать разницу.

Продолжая погружение в мир звуков, можно выделить следующие свойства:
– громкость,
– высота звука,
– тембр,
– расстояние до источника звука,
– где он находится (справа, слева, спереди или сзади),
– чистота звука (есть ли посторонние шумы, хрипы, сипы, скрипы и т.д.)
– длительность паузы между двумя звуками (способствует развитию в том числе и чувства ритма),
– узнавание источника звука (коровка, кошечка; если птичка, то какая; если машина, то какая, большая или маленькая, быстро едет или медленно).

Также важно научить оценивать количество источников звука. Одна коровка или несколько, одна птичка или несколько, один человек поёт или много, одна скрипка звучит или две. Очень важно научить ребенка различать скорость. Это можно делать с помощью музыки (быстрая, медленная), также можно и нужно предлагать оценивать скорость речи.

Еще одна характеристика – это плавность изменения скорости. К примеру, можно предложить ему сначала говорить медленно постепенно наращивая скорость, а потом наоборот. То же самое можно делать и с громкостью. Помимо всего прочего, это будет развивать у ребенка навык самооценки и самоконтроля – он будет учиться слышать не только других, но и себя. Через подобные упражнения, он быстрее научится говорить с адекватной громкостью.

Важное замечание. Во всех упражнениях на плавность изменений, например, от быстрого к медленному или от громкого к тихому нужно стремиться увеличивать количество ступеней и уменьшать их высоту. Если вы начали с изменения громкости, то три ступени «очень тихо», «нормально», «громко» с огромной разницей между ними, никак не улучшат навык слышать и навык управления громкостью своего голоса. Нужно стремиться, как минимум, к десяти ступеням. Кстати, параллельно с «хождением» по такой лестнице вполне можно научить ребенка считать до десяти.

Шкала из десяти делений, может стать для вас общим измерителем уровня мастерства для всех свойств, различению которых вы взялись обучать своего ребенка. При этом, не спешите превращать ребенка в узкого специалиста, в том смысле, что почти наверняка вам захочется выделить какие-то свойства и научить ребенка отличать не десять значений, а двадцать. Лучше учите его различать всё и вся по десять, а специализацию он выберет сам когда придет время.

Если же время пришло и он уже что-то выбрал, например, ему очень нравится и легко дается оценка длительности звуков, то можете углублять это конкретное умение, но не забрасывайте остальные. Продолжайте планомерно наращивать мастерство различения, в самых разных свойствах окружающего мира, какие только придут вам в голову.

Теперь совет, как придумывать чему обучать ребенка – сначала попробуйте сами. Можете начать с чего угодно, например, с громкости вашей речи. Наверняка, вы заметите, что различить десять уровней громкости чужой речи не составляет особого труда, а вот самому или самой сказать какую-то фразу с плавным(!) нарастанием или убыванием громкости уже очень непросто. Еще сложнее сказать без пауз фразу из десяти слов так, чтобы каждое последующее слово было чуть громче или тише предыдущего.

Когда будете осваивать что-то подобное, то наблюдайте за собой, за теми трудностями с которыми вы сталкиваетесь. В плане громкости вы сможете заметить, что нужно как минимум набрать воздуха не слишком много, но и не слишком мало, что легко получится лишь тогда, когда вы умеете тонко управлять своими дыхательными мышцами.

Через это вы поймете, что трудности ребенка с регулированием громкости его речи, зависят не только от слуха, но и от дыхания, от умения тонко управлять дыхательными мышцами. Маленький ребенок еще не умеет этого делать. Когда вы это поймете, вы станете более терпимо относиться к его неуместному, на ваш взгляд, крику. Поняв причину, вы сможете сделать вывод, что постоянно напоминать ребенку о том, чтобы он не кричал – малоэффективное занятие. Гораздо эффективнее помочь и себе и ребенку тем, что вы будете учить его управлять дыхательными мышцами. Как именно, об этом и о чем-нибудь еще расскажем в следующей статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.М. Фильштинский. Открытая педагогика

2. М. Кипнис. Актерский тренинг

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Педагогическая азбука