Педагогическая азбука

Первый шаг к Мастерству. Часть третья

Уроки

01 02

03 04

05 06

07 08

09 10

11

Есть ли взаимосвязь между скоростью умственного развития ребенка и его дыханием? Сколько времени нужно уделять развитию правильного дыхания?

Предыдущую статью мы закончили обещанием рассказать, как помочь ребенку научиться управлять своими дыхательными мышцами. Большинство людей совершенно не задумываются о том, как они дышат. Более того, им даже в голову не приходит, что дыханию можно как-то специально обучаться. В конце концов, все мы в течение жизни сделали сотни тысяч вдохов и выдохов и никаких особых проблем не испытывали. Многие уверены, что Природа уже все сделала за нас и нет смысла вмешиваться в этот хорошо отлаженный процесс.

Природа действительно наделила любого здорового человека всем необходимым для того, чтобы он мог приспособить свое дыхание под любые физические нагрузки, в любом эмоциональном состоянии. Только важно понимать, что Природа дала только возможность, а вот сумеет ли каждый конкретный человек воспользоваться этой возможностью, зависит уже не от Природы, а от самого человека.

Иметь потенциал и раскрыть этот потенциал это ведь совсем не одно и то же. Вы значительно повысите шансы ребенка на раскрытие любого его потенциала, если, примерно, с трехлетнего возраста уделите внимание развитию дыхательного навыка.

Самый важный результат, который вы вправе ожидать от подобных занятий – это увеличение длины фраз, которыми говорит ваш ребенок. Дыхание – это фундамент речи. Чем легче ребенку дышится, тем проще ему говорить. Чем лучше он умеет плавно выдыхать, тем больше у него времени на правильное проговаривание букв. И наоборот. Чем быстрее у него заканчивается воздух, тем меньше у него времени на артикуляцию, следовательно, тем больше букв или даже слов он будет проглатывать.

Ваше желание, чтобы ребенок говорил правильно будет наталкиваться на его неумение плавно выдыхать. Помогите ему овладеть «разговорным» дыханием и он порадует вас быстрым повышением качества речи. За этим последует повышение желания высказаться, а чем выше желание высказаться, тем легче побудить ребенка пополнять свой словарный запас. Пополнение словарного запаса, в свою очередь, способствует развитию и памяти и мышления.

Вполне возможно, что вам даже взгрустнулось от прочитанного, потому что и без этого забот-хлопот в плане развития ребенка выше крыши, так тут еще оказывается, что и с дыханием все не само собой, а что им тоже нужно заниматься. Где же на все это время-то найти?..

Не переживайте. Есть несколько простых упражнений, которые помогут вам и вашему ребенку, ровно в той степени, в которой это необходимо. Первое упражнение опишем в этой статье, а остальные в следующей, чтобы не утомлять вас чересчур длинной статьей.

Это упражнение взято из арсенала подготовки профессиональных актеров. Оно научит плавному выдоху и укрепит дыхательные мышцы. Сначала проверьте его на себе, и только потом предлагайте в виде игры своему ребенку. Сделайте глубокий вдох и на одном выдохе начните говорить: «раз Егорка, два Егорка, три Егорка...». И так до тех пор пока хватит воздуха. Если хватило только на двадцать «Егорок», то это маловато. Норма – тридцать пять. Весьма хороший результат для взрослого человека – пятьдесят. В этом упражнении интересно то, что количество «Егорок» не так уж сильно зависит от глубины вдоха и от громкости произнесения слов. И даже от скорости проговаривания тоже мало зависит. Намного больше результат зависит от умения плавно, экономно выдыхать. На каждый звук нужно научиться тратить ровно столько воздуха сколько нужно, без лишних шумов и придыханий.

Конечно, ребенку вместо Егорки можно предложить чтобы он произносил свое имя. Кроме того, ему волей-неволей придется запомнить счет, хотя бы от одного до десяти, что согласитесь, тоже полезно. После того как он(а) дойдет до десяти можно, первое время, начинать счет сначала.

Если вы полагаете, что у ребенка объем легких еще мал для того, чтобы дойти до тридцати Егорок, то это не так. Вспомните как долго может длить свой плач малыш, когда ударится. Сначала он делает вдох, потом невероятно длинная пауза, а потом включает свою сирену и тянет, тянет, тянет и свой звук и ваши нервы одновременно, намного дольше, чем вам бы хотелось.

На само деле, длительность непрерывной фразы зависит не от объема легких, а от силы межреберных мышц и от умения ими управлять. Эти мышцы растягивают грудную клетку как гармошку во время вдоха. Это растянутое положение нужно плавно уменьшать в течение всей фразы. Если вы уменьшите межреберное пространство слишком быстро, то весь воздух улетучится и у вас перехватит дыхание.

Важно помнить, что вдох – это расширение грудной клетки в стороны, а не вперед-назад. К сожалению, есть распространенный миф о мужском и женском дыхании. Будто бы для женщин естественно дышать так, чтобы грудная клетка расширялась вперед и назад, а не в стороны. На само деле – это не врожденный природный механизм, а приобретенный социальный навык, ничего общего с природным, естественным дыханием он не имеет.

В плане дыхания и мужская и женская анатомия совпадают. Если расширять ребра в правильном направлении, то будет намного легче добиться желаемого результата в тридцать пять или в пятьдесят «Егорок».

Еще раз напомним, что прежде чем предлагать эту игру своему ребенку опробуйте ее на себе. Это даст вам возможность понять, насколько сильно дыхание влияет на ваше самочувствие. В этих занятиях важно соблюдать меру. Три-пять попыток вполне достаточно.

Вряд ли, ваш ребенок начнет без конца тренироваться говорить длинные фразы на одном дыхании, даже если сама затея ему поначалу очень понравится. Из-за того, что это физически непросто, он быстро устанет и ему либо станет скучно, либо он начнет упрощать правила. Пусть упрощает, этим он убережет себя от перенапряжения. Вы в свою очередь, предлагайте ему эту игру не чаще, чем один-два раза в день. Например, утром и вечером.

Поиграйте в эту игру недельку, а потом сделайте перерыв на две-три недели. Потом снова неделька игры, потом опять перерыв. В перевыре ребенок может учиться считать, например, до двадцати и далее. Как видите, обретение навыка управления дыханием требует совсем немного времени.

Игру можно начинать, примерно, с трехлетнего возраста и до бесконечности. Это упражнение полезно в любом возрасте. Конечно, для улучшения плавности выдоха вполне могли бы подойти и всевозможные дудочки-свистульки, но только вряд ли вам и вашим соседям стоит совершать такой подвиг долготерпения, когда есть другой менее нерво-затратный и более эффективный способ.

В следующей статье расскажем о дыхательных упражнениях, которые помогут вам плавно понизить активность ребенка, аккурат к тому моменту, когда ему пора ложиться спать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бландин Кале-Жермен. «Все о правильном дыхании и дыхательных техниках»

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Педагогическая азбука