Знай наших

Чайковский Петр Ильич. Часть третья

Автор – Ирина Деребенко

В марте 1871 года состоялся первый авторский концерт Чайковского, в программу вошли фортепианные пьесы, исполненные Николаем Рубинштейном, дуэт из оперы «Воевода», несколько романсов и Первый квартет. Именно Первый струнный квартет по известности и количеству исполнений к концу XIX века занял одно из первых мест среди творений Петра Ильича.

Чайковский П. И. Струнный квартет №1
(часть 2. Andante cantabile)

С тех пор изящество, законченность формы и единство музыкальных частей в совокупности с захватывающей мелодической силой стали отличительной чертой стиля Чайковского.

Удивительна интенсивность развития дарования Петра Ильича – за пять лет с 1866 по 1871 год он создал около тридцати произведений: две оперы, одну симфонию, две симфонические фантазии, увертюру, двенадцать пьес для фортепиано, струнный квартет; сборник из пятидесяти обработок русских народных песен, и многочисленные переработки и сочинения к драматическим спектаклям. (Симфония – музыкальное произведение для большого оркестра, как смешанного состава, так струнного, духового и других. Симфоническая фантазия – музыкальное произведение, состоящее из одной части, отличающееся свободным построением.)

(Спросите у ребенка или расскажите сами, где на фотографии духовой оркестр, где струнный, обратите его внимание на инструменты, спросите названия каких инструментов ему знакомы, встречались уже в рассказе о Чайковском. Спросите, почему инструменты называются струнные и духовые. На видео пусть ребёнок определит, какой инструмент, к какому типу относится.)

Духовой оркестр

Струнный оркестр

Чайковский П.И., фрагмент Симфонии №1

Всё это время Чайковского преследует постоянная нужда, это сильно угнетает его. Пётр Ильич относился к той категории людей, которые не чувствуют денег, не умеют рассчитывать финансовые возможности, и на протяжении всей его жизни деньги разлетались мгновенно. Чтобы хоть как-то разрешить денежный вопрос Чайковский делал обзоры московской музыкальной жизни в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости», выполняя роль музыкального критика. Чтобы быть в курсе происходящего в музыкальном мире, он прослушивал множество музыкальных произведений самых разных жанров.

После неудачи с «Воеводой» работа над оперой «Опричник» идёт медленно, без энтузиазма. (Опричник – человек, состоявший в личной гвардии – войске телохранителей царя. Отряд создан Иваном Грозным.) Он вынужден сам написать либретто, так как предложенное его совсем не вдохновляло. (Либретто – литературная основа музыкального произведения, краткое содержание сюжета спектакля). Чайковский чувствует противоречивость в работе над оперой – между идеей в целом и собственными творческими усилиями.

Эту оперу Чайковский решает ставить не на московской сцене, а в Петербурге. Одобрен был «Опричник» только после приезда Петра Ильича в Петербург и лично им сыгранного для членов оперного комитета театра.

На премьеру прибыла вся профессура из Москвы во главе с Николаем Рубинштейном. По словам многих критиков «представление было настоящим триумфом Чайковского». Однако некоторые критики считали музыку «Опричника» «бедной идеями» и «без единого счастливого вдохновения». Пётр Ильич сам считал, что эта опера «весьма слабое произведение; я очень недоволен ею, а вызовы и аплодисменты на первом представлении нимало не вводят меня в заблуждение».

(Поговорите с ребёнком о том, как важно учиться видеть свои ошибки, работу, сделанную плохо, объясните, что это необходимо, чтобы развиваться, совершенствоваться, каждую новую работу выполняя всё лучше и лучше.)

По заказу музыкального критика Владимира Стасова Пётр Ильич пишет симфоническую фантазию «Буря» по произведению Шекспира. «Что за прелесть Ваша “Буря”!!! Что за бесподобная вещь!» – восторженно писал Чайковскому Стасов.

Владимир Васильевич Стасов

Уильям Шекспир

(На следующий день послушайте с ребёнком «Бурю», обсудите ритм, темп, нарастание мощи музыки. Покажите ребёнку картины Ивана Константиновича Айвазовского «Море перед бурей», «Буря», «Буря у скалистых берегов», «Буря. Закат», «Буря на море ночью». Обсудите их, предложите нарисовать картину бури, которую навеяла музыка Чайковского.)

Каждое лето Чайковский проводит в Европе: Франция, Италия, Швейцария,… так будучи на отдыхе в Италии он приступает к работе над оперой по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» - «Кузнец Вакула». Убедившись, что на этот раз всё получилось как надо, Чайковский отправил оперу на анонимный конкурс Русского музыкального общества, написав на ней девиз – «Искусство долговечно, жизнь коротка». Победа в этом конкурсе гарантировала постановку оперы в Мариинском театре.

На репетициях все предсказывали грандиозный успех этой оперы, но, как написал сам Чайковский: «Вакула» торжественно провалился». Зрители аплодировали в основном только увертюре. Пётр Ильич тяжело переживал эту неудачу, он «потрясён и обескуражен», тем более, после восхвалений критиков до премьеры. Композитор винил себя в неудаче оперы, постановка, по его мнению, была сделана «старательно, толково и даже роскошно», а вот музыка «загружена подробностями, густо инструментирована, бедна голосовыми эффектами,… стиль совсем не оперный: нет ширины и размаха». Благородная, красивая, гармонически выверенная музыка оказалась стилистически не подходящей к опере.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Через десять лет Чайковский переделает эту оперу, опираясь на полученный за это время опыт; упростит некоторые музыкальные фрагменты, а лирическую часть оперы наоборот усилит, сделает более разнообразно жанрово. Используя опыт народных хоров опер Римского-Корсакова, Пётр Ильич расширит состав хора в своей опере, во второй редакции переименованной в «Черевички».

Премьера обновлённой оперы прошла в январе 1887 года в Москве, Чайковский впервые сам дирижировал оркестром и, не смотря на сложности, возникшие у Петра Ильича при подготовке, он остался в полном восторге и от своего дебюта и от своей новой роли. Именно с этой премьеры началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижёра.

В память о дебюте у Петра Ильича сохранился сувенир – серебряные черевички с выгравированными музыкальными темами главных действующих лиц. В настоящее время эти туфельки хранятся в Доме-музее Чайковского в Клину.

Черевички

Густав Кросс

Премьера Первого фортепианного концерта Чайковского состоялась в Петербурге 1 ноября 1875 года и была провальной. Исполнял его Густав Кросс, исполнял добросовестно, но плоско, безвкусно. Дирижёр же и вовсе изувечил весь замысел Чайковского, превратив музыку в ужасную какофонию.

Сергей Иванович Танеев

Эту ошибку исправил уже в конце ноября Сергей Танеев, блестяще сыграв концерт в собрании Русского музыкального общества в Москве. За пультом стоял Николай Рубинштейн.

Николай Григорьевич Рубинштейн, раскритиковавший Первый фортепианный концерт при первом знакомстве, скоро оценил его красоту и глубину и с 1878 года стал выступать с ним Петербурге и Москве. На Парижской выставке в 1879 году исполнением этого сочинения Чайковского он вызвал настоящую сенсацию.

Фрагмент фильма «Чайковский»

Фрагмент фильма «Чайковский»

А теперь послушай фрагмент того самого Первого концерта для фортепиано с оркестром.

Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1 (фрагмент)

(Попросите ребёнка описать эту музыку: её грандиозность, возвышенность; спросите, что он представлял себе, когда слушал.)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших