Знай наших

Гагарин Юрий Алексеевич. Часть пятая

Автор – Ирина Деребенко

Запуск 12 апреля был на самом деле третьим в серии удачных запусков: 9 марта 1961 года, 25 марта — и, наконец, 12 апреля. Только в первые два раза летал манекен, а на третий — Юрий Гагарин.

8 апреля состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было рассмотрено и утверждено полетное задание. Суть задания: «Одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете…».

10 апреля Гагарину объявили, что для первого полёта выбрали именно его, запасным готовили Титова.

За два дня до полёта Королёв вдруг принялся подробно и развёрнуто разъяснять Гагарину, насколько предусмотрены меры безопасности для любых случаев, какие только можно себе представить в полёте. Гагарин в ответ активно поддакивал и старательно добавлял аргументы, подтверждающие правоту оратора. Получилось, что Королёв рассчитывал подбодрить Гагарина перед полётом, а на деле вышло, что Гагарин подбадривал его.

На самом деле, вероятность благополучного возвращения на Землю составляла всего 60%, да и то в теории.

Неопределённость в поведении человека, попавшего в космос, несмотря на все тренировки, была высока, поэтому разработчики корабля отдали предпочтение автоматическим системам: даже забрало скафандра закрывалось автоматически, также автоматически подтягивались привязные ремни на кресле космонавта.

По дороге на космодром в автобусе был и Титов в полном облачении – на тот случай, если у Гагарина начнётся депрессия, или поднимется температура, или участится сердцебиение.

Гагарин и Титов в автобусе по дороге на космодром

Автобус подъехал к стартовой позиции, космонавты вышли и направились к ракете, у каждого в руке чемоданчик, связанный со скафандром гибким шлангом – вентилятор, чтобы удалять выделяемую космонавтом влагу. У Гагарина перчатки на верёвочке, - чтобы в невесомости не уплыли, если снимешь.

Корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток», но информация о том, кто придумал это название, не сохранилась.

Первый советский корабль Восток

Перед самым подъёмом на лифте в кабину корабля Гагариным овладел небывалый подъём душевных сил: «Всем существом своим я слышал музыку природы…».

А вот его предполётное заявление: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем?»

Для того, чтобы облететь земной шар, тогда требовалось полтора часа, а космонавту необходимо было сесть в корабль за два часа до старта: только на закрытие люка и на отвод установщика требовалось больше часа; проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимала 20 минут.

«Заря 1 (Королёв): Юрий Алексеевич, у нас так получилось: после закрытия люка вроде один контактик не показал, что он прижался, поэтому мы, наверное, сейчас будем снимать люк и потом его поставим снова. Как поняли меня?

Кедр: Понял вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы».

Позывной Гагарина – «Кедр», Титова – «Орёл», позднее у Терешковой – «Чайка». Позывной выбирался по двум условиям: слово должно быть чёткое, звучное и не должно входить в лексикон переговоров с Землёй, поэтому не может быть позывного «Пульт» или «Горизонт».

«12 апреля 9.07:
Заря 1: Даётся зажигание…
Кедр: Понял, даётся зажигание.
Заря 1: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
Кедр: Поехали!»

Сказал спокойно, но пульс в это время был 150 ударов в минуту.

Старт Востока 1 с Байконура

Воспоминание о тех минутах Германа Титова: «После того как ракета умчалась ввысь и рев двигателей смолк, на космодроме стало как-то пусто... рядом с тобой только что стоял твой товарищ, разговаривал — и вот он уже далеко от тебя».

Корабль выходит на околоземную орбиту.

В процессе полёта о том, что на борту корабля всё в порядке говорили «5» на ленте телетайпа, как вдруг, по одному из каналов выскочили тройки… все присутствующие оцепенели от ужаса. Все боялись предположить самое страшное – отказ двигателей. Позднее выяснилось, что это был сбой на наземной линии связи.

Корабль медленно, сонно вращался, вокруг было совершенно чёрное небо. Юрий Алексеевич, придвинувшись к иллюминатору, заметил, что горизонт изогнулся мутной дугой – впервые человек увидел, не вычислил, не понял, а увидел, что Земля имеет форму шара. Луны Гагарин не видел, но Солнце светило в несколько раз ярче, чем на Земле, звёзды видны гораздо лучше – яркие, чёткие.

На всякий случай Гагарину дали конверт с обращением от имени Правительства СССР с просьбой помочь гражданину Советского Союза вернуться домой (если он приземлится в какой-то другой стране). К креслу еще прикрепили кожух с пистолетом и коробкой НАЗ (носимый аварийный запас питания), если он, например, приземлится в тайге. Для случая приземления в океане у него был набор того, что сейчас предусматривается для пассажиров во всех рейсовых лайнерах, включая порошок от акул.

Когда сработал тормозной двигатель, и кабина вошла в атмосферу Земли, загорелась её обшивка – это предвидели и рассчитали толщину обшивки так, что в кабине даже не было жарко, но психологически наблюдать, стекающий по иллюминатору, раскалённый металл было тяжело.

Постепенно начала исчезать невесомость, сменившаяся перегрузкой – начался реальный процесс приземления. Это сопровождалось болью, от которой на мгновение Юрий Алексеевич потерял сознание. Внутри корабля слышался страшный гул и треск – корабль будто несётся по гигантским ухабам, металл плавится и горит.

Скорость спуска замедлилась, загорелась надпись «Приготовиться к катапультированию!» - Гагарин только успел повернуть голову, как крышка люка открылась и катапульта выбросила из корабля кресло с первым космонавтом.

До земли оставалось около 7000 метров, скорость снижения 220 м/с, вот-вот откроется первый тормозной парашют, а за ним начнёт работу основная парашютная система.

Он приземлился еле живой, уставшее, опухшее от перегрузки лицо, затёкшие руки и ноги, чуть не задохнувшийся – воздуховод, по которому поступал воздух в кабине оторвался, но клапан, через который должен был поступать земной воздух не открылся, и Юрий Алексеевич вынужден был дышать тем воздухом, что ещё оставался в скафандре.

К месту посадки были направлены 40 самолётов и вертолётов, поисково-спасательные отряды, были выделены катеры, автомашины. Были сформированы поисковые отряды из местных жителей – у них была только одна задача: внимательно смотреть, не появится ли в небе огромный парашют.

Вдруг в небе раздался как будто взрыв, все выскочили на улицу и увидели два парашюта: огромный белый – под ним висел спускаемый аппарат, и красный – гагаринский. Все, кто был в округе бросились бежать к первому человеку, покорившему космос.

Фотография с места приземления Гагарина

Гагарин осмотрел корабль и парашюты: «Корабль и его внутреннее оборудование были в полном порядке; их можно было вновь использовать для космического полета. Чувство огромной радости переполняло меня. Я был счастлив от сознания того, что первый полет человека в космос совершен в Советском Союзе и наша отечественная наука еще дальше продвинулась вперед… Случилось, как в хорошем романе: мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в 200 раз быстрее, в 200 раз выше. В 200 раз выросли советские крылья!»

Куда бы Гагарин не отправился после полёта, везде его встречала несметная толпа: все хотели поздравить, обнять, кричали поздравления, благодарности – это был всеобщий праздник, эйфория от невероятного технического прорыва.

фрагмент из фильма «Первый рейс к звездам»

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших