Знай наших

Гагарин Юрий Алексеевич. Часть шестая

Автор – Ирина Деребенко

14 апреля тогда называли «третьим днём космической эры», именно 14 Гагарин должен был отрапортовать Генеральному секретарю – Никите Сергеевиче Хрущёву об успешном выполнении задания.

Хрущёв Никита Сергеевич

Юрий Алексеевич вспоминает о своём прибытии в Москву: «Еще из самолета я увидел вдали трибуну, переполненную людьми и окруженную горами цветов. К ней от самолета пролегала ярко-красная ковровая дорожка.

Надо было идти, и идти одному. И я пошел. Никогда, даже там, в космическом корабле, я не волновался так, как в эту минуту. Дорожка была длинная-предлинная. И пока я шел по ней, смог взять себя в руки. Под объективами телевизионных глаз, кинокамер и фотоаппаратов иду вперед. Знаю: все глядят на меня. И вдруг чувствую то, чего никто не заметил, — развязался шнурок ботинка. Вот сейчас наступлю на него и при всем честном народе растянусь на красном ковре. То-то будет конфузу и смеху — в космосе не упал, а на ровной земле свалился…»

Петр Воробьев, летчик самолета, доставившего Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву: «Мы вышли в первый салон — выпустить его на трап. Посмотрели, всё ли у него в порядке, застёгнут. Галстук вроде нормально — а на ботинки не обратил внимание. Дверь открыл — он пошёл — идёт по трапу — я глянул сзади — смотрю: у него шнурок вот так ходит правый. Меня аж пот прошиб. Полностью был распущен, вот так телепался. Он заметил — и замедлил движение, приостановился. У меня аж сердце ёкнуло — сейчас станет завязывать, а на него ж весь мир смотрит, дорожка красная 100 метров длиной… А он пошел строевым.»

И все замерли, не дыша, беззвучно молясь всем богам: «Не упади». А он шёл и шёл…

фрагмент из фильма «Первый рейс к звездам»

Весь город охватило волнение, сотни тысяч людей высыпали на улицы и площади, спешили к Ленинскому проспекту, пытались пробиться на балконы домов, мимо которых пролегал путь торжественного кортежа, ребятня оккупировала крыши, деревья, заборы, люди умудрялись забраться даже на фонарные столбы. Отовсюду слышались приветствия, восторженные крики – взрыв патриотической гордости рождал радость, веселье, душевную раскованность и лёгкость – это было счастье – всеобщее счастье жителей огромной страны под названием Союз Советских Социалистических Республик.

А потом был торжественный приём в Георгиевском зале Кремля, Гагарину вручили Звезду героя.

Брежнев вручает Звезду героя Гагарину

Звезда героя СССР

Для Юрия Алексеевича учредили специальное звание «лётчик-космонавт», которое впоследствии давали всем космонавтам. А также старшему лейтенанту Гагарину присвоили внеочередное воинское звание «майор».

А потом начались многочисленные интервью газетам и телевизионщикам, иностранным журналистам, встречи с послами и всеми желающими попасть на пресс-конференции. Аплодисменты накатывались на Гагарина почти после каждой произнесённой им фразы. Со всех уголков страны посыпались письма о просьбе взять их в космонавты, не отправлять больше животных, а их «посадить в кабину корабля для разведки космоса», или «взять на корабль-спутник на Луну, Венеру и другие планеты»; были письма и от жителей других стран. Вся страна, весь мир заболел космосом.

Его постоянно приглашали посетить разные страны: «Мы будем целовать нашего Гагарина, если он приедет на Кипр (Чехословакию, Кубу, Польшу, Венгрию, Японию, Индию, Гану, Либерию, Англию и т. д.)» - они хотели видеть, обнять и расцеловать «сына Земли», «нашего Гагарина» - не советского или русского, а «НАШЕГО» - общего.

Но во всей этой суматохе Юрий Алексеевич не забыл о тех людях, благодаря которым, состоялся этот первый полёт.

Георгий Гречко

Георгий Гречко вспоминает: «Гагарин приехал к нам в КБ (конструкторское бюро), чтобы поблагодарить конструкторов за корабль. Вообще-то мы были секретным предприятием, контроль строжайший, вход только по спецпропускам. Но люди узнали о том, что приезжает первый космонавт, и стихийно собрались у проходной на митинг. В итоге мы просто открыли ворота, и полгорода оказалось на территории секретного «ящика» — дело по тем временам неслыханное. Когда Гагарин приехал, одна женщина так на него кинулась с букетом, что он даже отшатнулся от нее назад. И когда потом у него журналисты спрашивали, какой момент был самым страшным, он ответил: «Вот, когда женщина с цветами на меня набросилась».

И продолжал мечтать: «… Через год, через два, через десять… через много-много лет здесь будут сидеть делегаты, прибывшие с Луны, Марса и Венеры.»

Через три года Юрий Алексеевич уже полковник, почётный гражданин десятков городов, его график расписан на много месяцев вперёд: после речи в ООН надо принять участие в качестве судьи на первых шоссейно-кольцевых гонках в СССР, после поездки в Мурманск – ледокол «Ленин», потом морской и рыбный порты, беседа в Краеведческом музее со школьниками, а оттуда сразу в море на атомной подводной лодке, а потом на пограничный катер – до трёх ночи рассказывать о космосе. А в шесть утра уже выезд в посёлок Заозёрный…

Помимо официальной программы всё время возникали стихийные мероприятия – все хотели зазвать Гагарина, расспросить его о космосе, о первом полёте, люди узнавали на улице, набрасывались с объятиями, выпрашивали автографы.

С 1963 года Юрий Алексеевич перед каждым пуском прилетает на космодром и провожает в полёт своих товарищей, он ведёт связь после выхода кораблей на орбиту – позывной «Кедр» сохранился за ним и на Земле. Космонавтам нравилось спокойствие Гагарина, его умение находить нужные слова.

Ещё с 1962 года Гагарин настаивает на тренировках космонавтов на истребителях и продолжает бредить Луной.

С 1961 по 1968 Юрий Алексеевич учится в Академии Жуковского – предполагалось, что космические аппараты для осуществления полётов на Луну и Марс будут оснащены полноценными системами ручного управления, и космонавт обязан будет знать, по каким принципам всё работает. Диплом Гагарин писал на тему «Освоение Луны».

Гагарин в Академии Жуковского

После 12 апреля 1961 года, когда стало ясно, что человек может находиться в космосе, Луна стала вполне досягаема. Теперь это чисто инженерная задача – сконструировать летательный аппарат, который сможет осуществить мягкую посадку и затем снова взлететь с поверхности Луны. Задача, однако, дорогостоящая. В начале марта 1968 года была утверждена программа подготовки космонавтов для экспедиции на Луну. Предполагалось, что «первые полёты лунного корабля по орбите вокруг Земли могут состояться во второй половине 1969 года, а экспедиция на Луну в 1970-1971 годах».

В дипломе Юрий Алексеевич представил схему летательного аппарата, исследовал его характеристики, обосновал новую сложную форму крыла.

27 марта 1968 года – низкие почти сплошные облака, дымка, поэтому видимость ухудшена. По лётным правилам контрольные полёты перед самостоятельными вылетами проводят руководители лётных подразделений. Это был полёт на выполнение фигур сложного и высшего пилотажа – с Гагариным полетел командир полка Владимир Серёгин.

Серёгин Владимир Сергеевич

Выполнив задание, Гагарин запросил разрешение для возвращения на аэродром. На этом в 10 часов 30 минут 10 секунд связь с самолётом прекратилась. Наручные часы Юрия Алексеевича остановились на 10:31.

Скорость 680 км/час, большая перегрузка – это соответствовало выводу из пикирования близко к пределу возможностей человека и с превышением допустимой перегрузки самолёта. Серёгин и Гагарин практически вывели самолёт из штопора, но для вывода из пикирования не хватило всего 200 метров высоты.

Самолёт искали более четырёх часов, обломки обнаружили в 64 км от аэродрома Чкаловска.

Москва оцепенела от ужаса, плакали даже на улицах, придти проститься с Гагариным и Серёгиным пришли около 40000 человек.

Вся страна, вся планета прощалась с первым человеком, проложившим человечеству дорогу в космос.

В связи с гибелью Юрия Алексеевича Гагарина впервые в истории Советского Союза в память о человеке, не являвшимся главой государства был объявлен общенациональный траур.

В его честь переименован ряд населённых пунктов, включая его родной Гжатск, названы улицы и проспекты, в разных городах мира установлено множество памятников.

Улыбчивый, светлый открытый человек, до глубины души романтик, ставший лицом своей эпохи и самым узнаваемым человеком мира, оставил о своём пути книгу - «Дорога в космос» и обращение к людям, написанное им после полёта в космос.

Записка Гагарина

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших