Знай наших

Ломоносов Михаил Васильевич. Часть первая

Автор – Ирина Деребенко

Кто такой Ломоносов? Учёный: физик, химик, но не только. Ещё Михаил Васильевич историк, художник, поэт и писатель. Но и на этом не заканчиваются его таланты. Добавь сюда астрономию, географию, геологию (наука о зарождении и строении Земли). И то это будет не полный список того, чем занимался Ломоносов, и в чём он сделал значимые открытия для дальнейшего развития науки.

Родился Михаил Васильевич в 1711 году в крестьянской семье в небольшой деревне под Архангельском – на берегу Белого моря, каждую зиму покрывающегося льдом.

Белое море

Гукор

Местные жители занимались рыбной ловлей – корабли, на которых они ходили в море, назывались гукоры, а по морю пролегали торговые пути не только внутри страны, но и в другие страны. Гукор Ломоносовых назывался «Чайка». Вот так выглядел гукор 18-го века.

(Одновременно с чтением этого абзаца показывайте ребёнку две следующие картинки). На берегу ютились дома – большие и маленькие, среди них виднелись ветряные мельницы и часовни. Горделиво высились церкви. А по реке тянулись плоты с хлебом, пенькой, мерно проплывали вереницы толстых брёвен, от берега к берегу суетливо бегали лодки и лодчонки. (Пенька – прочная верёвка, стойкая к солёной воде).

Архангельск

Архангельск

Маленький Миша любил выходить с отцом в море, но не только красота природы манила его, а ещё любознательность. Этот интерес позднее отразится в его работах по изучению северного сияния, причин природных явлений, морских путешествий.

С раннего детства Миша учился у природы: он знал повадки зверей и птиц, наблюдал за ростом трав и деревьев. Многое о животных будущий учёный узнавал от охотников. Любил разглядывать следы животных, оставленных на земле и снегу.

Грамоте Михаила Ломоносова обучал дьяк Сабельников. Обучение шло очень успешно, и дьяк скоро осознал, что больше ничему научить прилежного ученика не может. Скоро к юному грамотею стали обращаться односельчане с просьбой составить документ, либо подписать его.

Но этого было мало и чтобы продолжить обучение Михаил разузнал, какие книги есть у каких соседей. Особенно привлекла будущего учёного библиотека зажиточного помора Дудина (поморы – потомки нижегородцев, издревле занимавшиеся «хождением по морю»). Немало пришлось Михаилу помогать помору по хозяйству, пока тот не отдал эти книги. Так Михаил Васильевич открыл для себя первые не церковные книги – среди них была грамматика и арифметика, напечатанная в царствование Петра I.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

По словам самого Ломоносова подтолкнула его к получению знаний память в народе о Петре Первом – многие десятилетия северный народ говорил о царе-реформаторе, вспоминал его начинания. Михаил Васильевич часто жалел, что не видел Петра I. Юного Михаила покорили неудержимость и стремление преобразить Российскую Империю, сделать её передовой страной. Этот царь разбудил желание Михаила Васильевича к большим деяниям, заставил его быть неравнодушным, двигать науку на благо народа и страны.

И так увлекло Михаила учение, что, не имея другой возможности продолжать обучение в деревне, он пешком отправляется в Москву. Кроме одежды, берёт с собой лишь учебники: «Грамматику» и «Арифметику».

На третий день побега, ведь отец был против его отъезда и продолжения обучения, Миша нагоняет караван рыбаков, а всё путешествие занимает три недели.

И вот она – Славяно-греко-латинская академия, в просторечии «Спасские школы» - цель путешествия Михаила Васильевича.

Славяно-греко-латинская академия

Но тогда детям крестьян не разрешено было учиться, и чтобы попасть в заветные стены, Ломоносову пришлось соврать о своём происхождении и назваться сыном холмогорского дворянина (Холмогоры – село недалеко от места рождения Ломоносова). Зачислили 19-летнего Михаила в первый класс, так как он не знал латыни. Но не прошло и полугода, как его перевели во второй класс, а ещё через несколько месяцев в третий – упорство и любовь к знаниям побуждали учиться с большим рвением.

Чтобы было на что есть, ученики кололи дрова, подметали дворы, таскали воду… но это были не все трудности, подстерегавшие учеников. Учебников было мало, учились по рукописным тетрадкам, денег на бумагу не было, вместо карандашей пользовались свинцовыми палочками, осенью ученики собирали выпавшие гусиные перья, которыми потом и писали.

Главным педагогическим средством были розги – нерадивых учеников секли нещадно.

Ломоносова не устраивало обучение в Спасских школах, он стремился к научному познанию мира и всё свободное время просиживал в библиотеке, все деньги тратил на покупку научных книг, не обходил стороной Михаил Васильевич и городские библиотеки.

А узнав о готовящейся экспедиции Кирилова на реку Орь, с целью заложить новый город, сразу загорелся новым желанием. Но в экспедицию брали «офицеров, инженерных и морских служителей» и решили включить учёного священника. Чтобы принять участие в экспедиции Ломоносову пришлось солгать второй раз, объявив себя сыном «попа Дорофеева города Холмогор», хоть ему и пришлось дать подписку, что если он соврал, то будет сослан в монастырь. А когда всё открылось, Ломоносову пришлось уверять, что «всё учинил от простоты своей». Дело решили замять.

И вот жадному до знаний Михаилу Васильевичу наконец-то повезло – из учеников нужно было выбрать учеников «в науках достойных» и отправить их в Петербургскую Академию наук. Разумеется, такой способный ученик попал в их число.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Ломоносов с жадностью набросился на новые знания, ставшие теперь доступными. Он изучал не только давно написанные книги, но и новые знания, открыл для себя физику, философию, космогонию (учение о возникновении вселенной). Серьёзно начинает заниматься изучением русского языка, много времени уделяет стихосложению.

В августе 1736 года 25-ти лет от роду Ломоносов в числе лучших студентов направляется на обучение в Европу в город Марбург.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших