Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра

Возраст от 4-х лет

Урок 15. Струнные инструменты. Скрипка и виолончель

Давай вспомним, что было на прошлом уроке. Помнишь ли ты на чей голос похож голос скрипки?

Нам кажется, что он похож на голос твоей мамы, потому что голос скрипки может быть таким же нежным и плавным, как и мамин голос.

Послушай скрипку еще разик, чтобы получше запомнить.

Скажи, пожалуйста, голос этой скрипки отличается от голосов тех скрипок, которые ты слышал(а) в прошлый раз? Например, от голоса скрипки из этого видео?

муз. Н.А. Римский-Корсаков, симфоническая сюита «Шахерезада». Фрагмент.

Голоса этих двух скрипок конечно отличаются друг от друга, но не очень сильно. Да? Хоть они и разные, но все же в чем-то сильно похожи. Так ведь?

Если все-таки голоса скрипок похожи, то как ты думаешь, сможешь ли ты услышать, звучит ли скрипка в каком-нибудь музыкальном фрагменте или не звучит?

Давай-как прямо сейчас и попробуем это узнать. Послушай этот музыкальный фрагмент и если в этом фрагменте звучит скрипка, то нажми на лукошко с цветочками, а если не звучит, то нажми на пустое лукошко. После того как нажмешь на кнопочку, появится видео, в котором ты найдешь ответ.

Ты знаешь, в этом фрагменте все же нет скрипки. Посмотри видео, чтобы увидеть какой инструмент ты слышал(а).

Да, да, да. В этом фрагменте скрипка не звучит. Посмотри видео, чтобы увидеть какой инструмент ты слышал(а).

Может быть скрипка звучит в следующем фрагменте? Не торопись, послушай внимательно.

Посмотрим справишься ли ты и c этой задачкой. Звучит ли скрипка в этом фрагменте?

А вот здесь скрипка есть и даже не одна, а две. Хотя конечно они звучат совсем не так, как те, которые ты слышал(а) в начале урока.

Верно! В этом фрагменте скрипка звучит и даже не одна, а две.

Следующий фрагмент совсем простой. Правда-правда.

Раз уж справился(лась) с прошлой задачкой, то эта будет совсем легкой для тебя.

В этом фрагменте скрипка есть.

Верно! В этом фрагменте скрипка звучит.

Послушай последний музыкальный фрагмент, а потом мы расскажем тебе об одном новом музыкальном инструменте.

Если и с последней загадочкой справишься, то это будет очень-очень хорошо.

В этом фрагменте скрипки нет, зато есть другой инструмент, который очень похож на скрипку. Этот музыкальный инструмент называется виолончель. Посмотри видео и узнаешь как выглядит виолончель.

Верно! В этом фрагменте скрипка не звучит. Зато есть другой инструмент, который очень похож на скрипку. Этот музыкальный инструмент называется виолончель. Посмотри как она выглядит.

Последняя задачка, конечно, была самая трудная, с ней и взрослый-то не всегда может справиться. Чуть позже мы тебе расскажем, зачем нужно задавать такие трудные задачи. Хорошо? А пока давай познакомимся с виолончелью.

Интересно как тебе удалось догадаться? Это ведь была очень трудная задачка. Мы думали, что ты не справишься, но оказалось, что тебе все по плечу. Это очень хорошо! Это значит, что можно смело идти дальше, поэтому давай теперь поближе познакомимся с виолончелью.

Виолончель по форме очень похожа на скрипку. Если смотреть издалека, то можно и перепутать, но если подойти поближе, то становится видно, что виолончель больше скрипки.

Ты, наверное, уже заметил(а), что музыканты когда играют на скрипке, то кладут скрипку себе на плечо и придерживают подбородком, а виолончель стоит на полу. И на скрипке и на виолончели играют смычком, который держат в правой руке и водят этим смычком по струнам. Струны у виолончели толще, чем у скрипки, поэтому скрипка поет более тонким голосом, чем виолончель. Это примерно так же, как и голоса твоих папы и мамы. Голос у мамы тоньше, чем голос у папы.

Наверно тебе хочется знать, зачем же тебе нужно уметь слышать когда звучит скрипка, а когда звучит виолончель, если они все равно похожи друг на друга.

Чтобы понять это, посмотри коротенький фрагмент мультфильма и ты сразу поймешь, чтобы бывает с теми кто не умеет хорошо слышать разницу между похожими звуками.

Союзмультфильм (1957 г.), «Волк и семеро козлят». Фрагмент.

Маленькие и милые козлятушки не умели хорошо слышать разницу между похожими звуками и поэтому попали в беду. Давай посмотрим мультфильм полностью. Тебе же наверно хочется, даже если ты его уже и видел(а).

Союзмультфильм (1957 г.), «Волк и семеро козлят».

Теперь ты понимаешь почему так важно уметь хорошо слышать? Это нужно не только для того, чтобы слышать неправду, но и для того, чтобы слышать красоту.

Знакомство с музыкальными инструментами, как раз и поможет тебе научиться хорошо слышать неправду, чтобы не попасть в беду и научит слышать красоту, чтобы радоваться самому(самой) и радовать других.

На этом и завершим наш сегодняшний урок. В следующий раз мы обязательно поучимся слышать когда звучит скрипка, а когда виолончель. А пока, благодарим тебя и того, кто тебе помогал за Ваш труд, и ждем Вас на следующем уроке.

Части

01 02

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра

Возраст от 4-х лет